Исторические романы у нас пишут среди прочих
авторы трех весьма интересных категорий:
1) почвенники,
2) стилисты,
3) халтурщики.
Возьмем в качестве образца исторический факт,
послуживший художнику Репину сюжетом для его
знаменитой картины «Царь Иван Васильевич Грозный
убивает своего сына — царевича Ивана», — и посмотрим,
что сделали бы с таким эпизодом автор-почвенник,
автор-стилист и просто халтурщик.
1. ПОЧВЕННИКИ
Авторы-почвенники (они же — кондовые, подоплечные,
избяные, русопятые и прочие авторы) отличаются такою
манерой письма, что их произведения не
могут быть переведены ни на один язык мира — до
того все это местно, туземно, подоплечно, русопятно.
Например:
...Царь перстами пошарил в ендове: не отыщется
ли еще кус рыбины? Но пусто уж было: единый рассол
взбаламучивал сосуд сей. Иоанн Васильевич отрыгнул
зело громко. Сотворил крестное знамение на
отверстых устах. Вдругорядь отрыгнул и постучал
жезлом о пол, прикрытый ковром кызылбашским.
— Почто Ивашко-сын не жалует ко мне? Кликнуть его!
В сенях дробно застучали каблуки кованые трех
рынд. Пахнуло негоже: стало, кинувшись творить
царский приказ, дверь открыли в собственный государев
нужник, мимо коего ни пройти, ни выйти из хором...
Не успел царь порядить осьмое рыгание — царевич
тут как тут. Склонился в земном поклоне.
— Здоров буди, сыне. По какой пригоде не видно
тя, не слышно?
— Батюшка-царь! Ханского посла угащивал, из
Крымской орды прибывого. По твоему царскому велению.
Только чудно зело...
— Что ж тебе на смех сдалося?
— У нехристя-то, царь-государь, башка — стрижена.
— Ан брита, царевич,— покачнул главою Иоанн
Васильевич!
— Стрижена, батюшка.
— Не удумывай! Отродясь у татар башки бриты.
Еще как Казань брал, заприметил.
— Ан стрижено!
— Брито!
— Стрижено!
— Брито!
— Стрижено, батюшка, стрижено!
Темная пучина гнева потопила разум царя, застила очи.
Кровушка буйно прихлынула и к челу, и к
вискам, и к потылице... Не учуял царь, как подъял
жезлие, как кинул в свою плоть:
— Потчуйся, сукин сын!.. Брито!..
— Стри...— почал было царевич да и пал, аки колос
созрелый от десницы косца.
А уж снова стучали коваными каблуками и рынды,
и окольничие, и спальники, и стольники, и иные царского
подворья людишки...
Царевич, как лебедь белая, плавал в своей
крови...
2. СТИЛИСТЫ
Авторы-стилисты всех исторических лиц списывают
с собственной прохладной персоны. Например:
...Встал рано: не спалось. Всю ночь в виске билась
жилка. Губы шептали непонятное: «стрижено — брито,
стрижено — брито...»
Ходил по хоромам. У притолок низких забывал нагибаться.
Шишку набил. Зван был лекарь-немец, клал
примочку.
Рынды и стольники вскакивали при приближении
царя. Забавляло это, но хотелось иного, терпкого.
Зашел в Грановитую палату. Посидел на троне.
Примерился, как завтра будет принимать аглицкого
посла. Улыбнулся — вспомнилось: бурчало в животе у
кесарского легата на той неделе — во время
представления же.
С трона слез. Вздохнул. Велел позвать сына —
царевича Ивана.
Где-то за соборами — слышно было — заржала
лошадь. Топали рынды, исполняя приказ — вызывали
царевича, гукали...
Выглянул в слюдяное оконце: перед дворцом дьяк,
не торопясь, тыкал кулаком в рожу мужика. Примерил
на киоте: удобно ли так бить, не лучше ли наотмашь?..
Сын вошел встревоженный, как всегда. Как у покойницы
царицы — матери его — дергалось лицо — тик. А может,
не тик, а — так. Со страху.
— Где пропадаешь?
Царевич махнул длинным рукавом:
— С татарином договор учиняли... .
— С бритым?
— Он, батюшка, стриженый.
Улыбнулся сыновьей наивности:
— Бритый татарин...
— Стриженый.
Отвернулся от скуки.
— Брито.
— Стрижено.
— Брито...
Вяло кинул жезл. Оглянулся нехотя: царевич на
полу. Алое пятно. Почему? Пятно растет...
Вот она — та ночная жилка: «Стрижено — брито»...
Челядь прибывала. Зевнул. Ушел в терем к царице —
к шестой жене...
3. ХАЛТУРЩИКИ
Автора-халтурщика отличает прекрасное знание
материала и — красота литературного изложения.
...Царь Иван Васильевич выпил полный кафтан
пенистого каравая, который ему привез один посол,
который хотел получить товар, который царь продавал
всегда сам во дворце, который стоял в Кремле,
который уже тогда помещался там, на месте, на котором
он стоит теперь.
— Псст, человек! — крикнул царь.
— Чего изволите, ваше благородие? — еще из хоромы
спросила уборщица, которую царь вызвал из которой.
— Меня кто-нибудь еще спрашивал?
— Суворов дожидается, генерал. Потом Мамай
заходил — хан, что ли...
— Скажи, пускай завтра приходят. Скажи, царь
на пленуме в боярской думе.
Пока уборщица топала, спотыкаясь о пищали, которые
громко пищали от этих спотыкновений, царь
взялся за трубку старинного резного телефона с двуглавым
орлом на деревянном коробе. Он сказал в
трубку:
— Боярышня, дайте мне царевича Ивана. Спасибо.
Ваня, — ты? Дуй ко мне! Живо!
Царевич, одетый в роскошный чепрак и такую же
секиру, пришел сейчас же.
— Привет, папочка. Я сейчас с индейским гостем
сидел. Занятный такой индеец. Весь в перьях. Он мне
подарил свои мокасины и четыре скальпа. Зовут его
Монтигомо Ястребиный Коготь.
— А с татарским послом виделся?
— Это со стриженым? Будьте уверены.
— Татарин — он бритый.
— Стриженый.
— Бритый!..
Царь Иван ударил жезлом царевича, который, падая,
задел такой ящик, в котором ставят сразу несколько
икон, которые изображают разных святых,
которых церковь считает праведниками.
Тут прибежали царские стольники, спальники, рукомойники,
подстаканники и набалдашники...
Обсудить "Микронасквозь" №6 на форуме.